Да, именно так, 155 лет в этом году в сентябре исполнится шестому по счету, железнодорожному вокзалу Москвы.

Здание Белорусского вокзала в Москве.
Автор фото: Ирина Дорофеева
Множество важных событий из истории нашей страны прошли на этом вокзале. Вот только некоторые из них:
В 1896 году здесь встречали прибывшего на коронацию Николая II.
1941 год: отсюда ежедневно отправлялись на фронт до 80 эшелонов с солдатами. На Белорусском вокзале в первые недели Великой Отечественной войны повесили легендарный плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». А на площади перед зданием вокзала впервые была исполнена песня «Священная война». Мемориальная доска напоминает нам об этом событии.
В 1945 году сюда прибыл поезд «Москва - Берлин» с солдатами-победителями.
Здесь снималось несколько известных фильмов. самая известная картина так и названа по имени вокзала, потому что здесь разворачиваются все события. Кроме него здесь проходили съемки фильмов «Летят журавли», «Сибирский цирюльник».
Открытие
Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы началось во второй половине 1860-х годов. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 года.

Перрон Белорусского вокзала в Москве.
Автор фото: Ирина Дорофеева
Названия
Сначала в 1870—1871 Белорусский вокзал был Смоленским. Назван в честь города, куда вела проложенная из Москвы железнодорожная ветка. Через год дорогу дотянули до Бреста и с 1871 по 1912 и вокзал переименовали в Брестский.
Но на этом история имени ж/д станции не заканчивается. После масштабной реконструкции здания в 1912 году вокзал снова был переименован – на этот раз в честь юбилея победы над Наполеоном в войне 1812 года и императора России Александра I. Вокзал стал носить имя Александровский.
С 1917 по 1922 опять вернулось название Брестский.
А уже после объединения двух железных дорог (Александровской и Московско-Балтийской), в 1922-м вокзал снова меняет свое имя Белорусско-Балтийский.
И только в 1936 году вокзал получает свое нынешнее имя - Белорусский.
Вокзал имеет и неофициальное название - «Вокзал Победы».

«Вставай страна огромная вставай на смертный бой».
Автор фото: Ирина Дорофеева
Развитие
Одновременно со строительством дороги, в 1869 году, началось возведение здания вокзала на Тверской заставе. Первая реконструкция вокзала была в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года - левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков.
В 1938 году в правом крыле вокзала запустили станцию метро «Белорусская-радиальная».
В 1976 году со стороны Грузинского Вала к зданию пристроили ещё один корпус - Багажное отделение.
27 сентября 2007 года компания «Аэроэкспресс» начала реконструкцию для организации железнодорожного сообщения с аэропортом «Шереметьево».
Последняя глобальная перестройка всего терминала была закончена в 2009 году.
С 21 ноября 2019 года в связи с открытием МЦД-1 приостанавливается транзитное движение с Курского на Белорусское направление.
В 2020 году начинается строительство соединительной железнодорожной ветки между Киевским и Белорусским направлениями МЖД. И вот уже 9 сентября 2023 года вместе с открытием МЦД-4 полностью завершено строительство соединительной ветки. А вот реконструкция платформ вокзала все еще продолжается.
6 февраля 2024 года открылся новый вестибюль для пассажиров, а также открыт выход на платформы МЦД-1 и МЦД-4 с Тверского путепровода.
Расположен Москва, пл. Тверской заставы, д. 7
Архитектура
Вокзальный комплекс это и памятник архитектуры отечественного зодчества, но в то же время современный транспортный узел. В 1869 году началось возведение здания вокзала на Тверской заставе.
Весной 1896 года вокзальный ансамбль был дополнен роскошным павильоном из дерева. Построил его архитектор Л. Н. Кекушев. Деревянное здание с богатым декором, больше напоминающее сказочный терем, возвели на Белорусском вокзале в честь приезда Николая II в Москву на коронацию. Он просуществовал чуть больше десяти лет и был снесен во время строительства нового здания.
Около миллиона рублей, огромная по тем временам сумма, было затрачено на строительство Белорусского вокзала. Но как ни странно, жители Москвы решили, что расходы оправданы. Здание поражало великолепным убранством и современным оснащением.

Убранство Белорусского вокзала.
Автор фото: Ирина Дорофеева
На главном фасаде красовались щиты с эмблемой железной дороги, над входами в пассажирские залы ожидания высились небольшие башни с флагштоками, красивые шпили, нарядные фронтоны, важные арки.
Новаторским был материал бетон и железо, использовавшиеся при строительстве Белорусского вокзала, это существенно снижало пожароопасность. А еще именно здесь впервые в Москве были установлены аппараты для печати железнодорожных билетов – до этого их выписывали вручную.
На месте старого вокзала вырос новый - втрое больше. Архитектор Струков строил свой шедевр в стиле неоклассицизма с элементами готики и ампира. Обновлённый Белорусский вокзал состоял из двух корпусов, которые примыкали друг к другу. Правое крыло было двухэтажным и предназначалось для монархов, за что получило название Царский угол.
Все многочисленные перестройки Белорусского вокзала не уничтожили изначальные архитектурные формы. Все так же устремлены ввысь шпили башенок. Стены по-прежнему украшает изящная лепнина, а под куполом главного входа нанесена большая роспись с изображением Георгия Победоносца. На фасаде Белорусского вокзала красуется символ Министерства путей сообщения царских времён - якорь и молоток.

Роспись с изображением Георгия Победоносца на Белорусском вокзале.
Автор фото: Ирина Дорофеева
Перед вокзалом, там, где уходят на запад поезда, установлен трогательный памятник «Прощание славянки». Композиция изображает солдата и девушку, которая провожает его на фронт. По бокам установлены два фонарных столба, увенчанных щитами с оружием и датами 1914 и 1941 года.

Памятник «Прощание славянки» возле здания Белорусского вокзала в Москве.
Автор фото: Ирина Дорофеева
Сейчас инфраструктура вокзала имеет все необходимые элементы, соответствующие требованиям современного времени. Это комфортные помещения для отдыха во время ожидания поезда, бесплатные туалеты и доступ в интернет.
Для детей организованы уголки с интересными возможностями разных игр. Работает комната матери и ребенка. Имеется медпункт. Многочисленные кафе предлагают не только перекус, но и полноценное питание. Есть возможность приобрести продукты или сувениры в местном магазине.
На территории Белорусского вокзала работают автоматические и обычные камеры хранения, можно оставить вещи на период до 12 часов.
Белорусский вокзал соединен аэроэкспрессом с аэропортом Шереметьево.
Как доехать
1.Метро. Проще всего приехать на метро к станциям «Белорусская» радиальной или кольцевой, а дальше воспользоваться указателями.
2. Такси. Вызвать такси можно с любой точки города и пригорода.
3. Наземный транспорт в виде автобусов, троллейбусов привозит пассажиров на привокзальную площадь.
Заключение
Вот такое оно «Окно в Европу», которое 155 лет встречает и провожает гостей Москвы.
Автор материала: И.Дорофеева,
Специально для Travelto Russia
Содержание
Содержание
Открытие
Названия
Развитие
Архитектура
Как доехать