На пустынном берегу Дагестана застыл в вечном покое экраноплан «Лунь» — необычный военный корабль в истории авиации и морского флота. Этот 74-метровый монстр напоминает гибрид самолета и ракетного крейсера.
Огромный лайнер на воздушной подушке разрабатывался в Советском Союзе и вошел в историю как символ инженерной мысли и технической мощи. Сегодня «Лунь» стоит на берегу Каспийского моря, вблизи Дербента, и привлекает внимание туристов и любителей техники.

Металлический гигант застыл в ожидании нового рейса. Источник: Shutterstock
Где находится экраноплан «Лунь» в Дагестане
Точная локация: с. Арабляр, в 20 км от центра Дербента.
Координаты: 41.940117, 48.378493.
«Каспийский монстр» лежит на берегу моря, рядом с парком культуры и отдыха «Патриот». Это место стало популярным среди туристов, приезжающих увидеть легендарный экраноплан «Лунь» в Дагестане.

Экраноплан «Лунь» «приземлился» недалеко от Дербента. Источник: Shutterstock
Что такое экраноплан
Экраноплан — летательный аппарат, который сочетает в себе черты самолета и корабля. Он скользит над водой на высоте нескольких метров. В этом и есть суть экранного эффекта: между корпусом аппарата и поверхностью моря образуется воздушная подушка, которая придает подъемную силу. Аппарат парит над водой, развивая скорость до 500 км/ч.
На экране радаров экраноплан часто ведет себя как корабль, но двигается с реактивной скоростью. Такие аппараты создавали в СССР как военную технику. Их задача — быстро доставлять груз, ракеты или десант, минуя вражеские ПВО и обходя морские мины. При этом экраноплану не нужен взлет с аэродрома — достаточно ровной водной поверхности.
В мире не так много машин такого типа. Экранопланов построили меньше, чем любых других видов транспорта. А «Лунь» стал единственным в своем классе: это тяжелый военный экраноплан с ракетным вооружением.

Художественный взгляд на советский экраноплан. Оригинальный рисунок от 26 августа 1988 года. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Неуказанный художник Разведывательного управления Министерства обороны США
История «Каспийского монстра»
В разгар Холодной войны в СССР искали нестандартные решения для военного превосходства. Так появился «Лунь». Инженеры начали разработку экраноплана в 1960 году.
Проект возглавил Ростислав Алексеев — инженер из Нижнего Новгорода, который уже прославился изобретением подводных крыльев. Его бюро создавали скоростные суда, но экраноплан стал прорывом. Аппарат летал над морем, не касаясь его, и при этом не был самолетом в привычном смысле.
Первый экспериментальный экраноплан — «КМ» (Корабль-макет), который в НАТО назвали «Каспийский монстр». Этот аппарат стал настоящей сенсацией — по длине, массе и необычной конструкции он обошел все, что было создано раньше. Однако судьба у аппарата сложилась трагично: в 1980 году «Каспийский монстр» разбился во время испытательного полета в море. По одной из версий, причиной стал человеческий фактор — ошибка пилотирования.
В 1986 году на заводе «Волга» построили «Лунь» — боевой экраноплан с шестью турбореактивными двигателями и установкой для запуска крылатых ракет. Длина этого «монстра» — 74 метра, вес — около 280 тонн. «Лунь» создавался как ответ на угрозы с моря. По замыслу, самолет должен был прорываться сквозь ПВО, развивая большую скорость у поверхности и незаметно подходя к цели.
Но после распада СССР проект свернули. Второй экземпляр самолета так и не достроили, а единственный готовый аппарат прекратил полеты и стоял на военной базе, фактически как списанная техника. В 2020 году «монстра» перевезли в Дербент, к побережью Каспийского моря. С тех пор экраноплан «Лунь» в Дагестане стал частью инженерной и культурной памяти.

Советский экспериментальный экраноплан «Каспийский монстр». Источник: Wikimedia Commons. Автор: К.Е.Сергеев
Интересные факты
«Лунь» оснащен восемью турбореактивными двигателями НК-87, расположенными на носу корабля. Такая компоновка усиливала экранный эффект и позволяла гиганту взлетать с поверхности воды. Общая тяга — более 100 тонн.
Внутри «Лунь» больше похож на морское судно, чем на воздушный аппарат. Тут есть не только кабина экипажа, но и отдельные помещения для ракетчиков и инженеров. Для длительных рейдов предусмотрены каюты с койками и полноценные гальюны — как на настоящем корабле.
Вооружен как крейсер. «Лунь» нес шесть крылатых ракет «Москит», каждая длиной 10 метров. Это был полноценный боевой аппарат, предназначенный для охоты на авианосцы и другие корабли.
Название экраноплану дали в честь луня — хищной птицы, которая летает почти у самой земли. Этот пернатый охотник бесшумно скользит над поверхностью, выжидает момент и внезапно атакует. Принцип движения самолета похож: он тоже держится у самой воды и за счет этого развивает высокую скорость, оставаясь малозаметным для радаров.

Птица Лунь в полете. Источник: Shutterstock
Экраноплан «Лунь» спокойно выходит на крыло даже при сильном волнении. Самолет способен взлетать и садиться при шторме до пяти баллов, когда волны поднимаются выше двух метров.
«Лунь» мог работать автономно до пяти дней подряд. За его управление отвечала команда из десяти человек — офицеры, мичманы и технический состав. Все были на борту: от пилотов до специалистов по вооружению.
В 1991 году «Каспийский монстр» прошел испытания как спасательный аппарат на Каспийском море. Он показал способность эвакуировать 500 человек и работать там, где обычные корабли и самолеты теряют эффективность на море.

Восемь двигателей в носовой части корпуса создавали подъемную силу при движении над водой. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Alexey Komarov
Когда лучше ехать
Экраноплан «Лунь» стоит на побережье Каспийского моря, а значит — погода здесь играет ключевую роль. Лучшее время для поездки — с мая по октябрь. В это время море спокойное, воздух теплый, а небо чаще ясное. Летние месяцы особенно хороши, если хочется увидеть экраноплан на фоне бирюзовой воды и погулять по пляжу.
Весной и осенью туристов меньше, поэтому можно спокойно осмотреть экраноплан «Лунь» в Дагестане и окрестности. Осенью Каспий окрашивается в насыщенные оттенки, и фото получаются выразительные.
Зимой здесь ветрено и сыро — «монстр» все так же внушителен, но прогулка будет не самой комфортной. К тому же, доступ к нему может быть ограничен из-за штормов.
Планируя поездку в Дербент, стоит учитывать и время заката — на фоне заходящего солнца силуэт экраноплана выглядит кинематографично.

Длина экраноплана «Лунь» — 74 метра, что сопоставимо с размером футбольного поля. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Alexey Komarov
Как добраться до самолета
Экраноплан «Лунь» находится прямо на берегу Каспийского моря, в южной части города Дербент, на территории села Арабляр. Аппарат стоит на открытой площадке, недалеко от воды. Рядом нет ни касс, ни турникетов — подойти можно свободно и без билета.
На чем доехать:
На такси - Если находитесь в центре Дербента, удобнее всего доехать до «монстра» на такси — местные водители отлично знают, где находится экраноплан. Поездка от крепости Нарын-Кала займет около 15 минут.
На автомобиле - На личной машине выезжаете из города по улице Ленина в сторону побережья, ориентируйтесь на точку «Экраноплан Лунь» на карте. Дорога асфальтированная почти до самого места, последние пару сотен метров — грунт.
На электричке - Пригородный поезд отправляется из города Дербент и идет до станции «Авадан» 2429 км около 30 минут. Но учитывайте: от платформы до «монстра» придется пройти пешком примерно час.
Туристические экскурсии к экраноплану
Если хочется узнать больше о «Луне», обратите внимание на экскурсии, которые предлагают местные гиды. Сегодня удобно искать варианты онлайн: там собраны разные туры по Дагестану, включая поездки к экраноплану и к другим знаковым местам региона — древним крепостям, музеям и живописному побережью Каспийского моря.

«Лунь» впечатляет своей историей, словно ожившая сказка советской эпохи. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Alexey Komarov
Что посмотреть неподалеку
Крепость Нарын-Кала
Адрес: г. Дербент, ул. 9-й Магал, 55.
Если смотреть на Дербент, сразу бросается в глаза крепость Нарын-Кала. Эти стены видели сасанидских шахов, арабских эмиров, персидских правителей и русских генералов. Нарын-Кала — часть огромного оборонительного комплекса. Мощные и гладкие стены стоят с 567 года. Толщина кладки — до 3,5 метров. Местами высота достигает 25 метров. Камень брали поблизости, прямо у Каспия. Чтобы строить быстрее, доставляли его по воде. В кладке — до десяти разных техник, из разных эпох. Но основа одна — древняя, сухая облицовка из огромных блоков, каждый отесан вручную, каждый притерт к соседнему так, будто это головоломка.
Внутри крепости — город в миниатюре. Здесь можно пройтись по тенистым тропам, посетить Ханский дворец, спуститься в подземный зиндан, постоять на краю древнего водохранилища, представить, как грелись в купольной бане. Музей в здании ханской канцелярии бережно хранит археологические находки: керамику бронзового века, оружие, надписи на арабском, чеканку, украшения и предметы быта. Экспозиция помогает представить, как жила цитадель на разных этапах своей истории — от времен Персидской империи до Российской.
В 2003 году Нарын-Кала включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Цитадель возвышается над Дербентом уже полторы тысячи лет и хранит следы Сасанидов, арабов, ширваншахов, персов и русских. Источник: Shutterstock
Хучнинская крепость
В окрестностях села Хучни сохранилась Хучнинская крепость VIII века. Ее прозвали крепостью Семи братьев и одной сестры, благодаря драматической легенде. Семь отважных братьев отстаивали крепость от набегов, пока их сестра не поверила врагу и не предала их.
Сегодня крепость работает как музей. В экспозиции собраны артефакты табасаранской культуры — коренного народа Дагестана. Здесь можно увидеть традиционную утварь, оружие и национальные костюмы, отражающие быт и традиции.

С Хучнинской крепости открывается захватывающий вид на окружающие горы и долины Дагестана. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Sitbsrn
Самурский лес — уникальный субтропический лес в Дагестане
Самурский лес — природная жемчужина Дагестана и единственный в России субтропический лиановый лес. Площадь парка — 11 тысяч гектаров. Здесь густо растут гигантские деревья, оплетенные вечнозелеными лианами, которые образуют живые зеленые своды. В лесу удивительно сочетаются дубы и ольха, клены и кизил, грецкие орехи и тополя.
Внимание привлекает древний платан — старейшее дерево региона. Его возраст достигает 700–800 лет, диаметр ствола настолько велик, что обхватить его могут сразу 15–19 человек. Лес богат на редкие виды растений, включая орхидеи и лотосы, а также на птиц — здесь обитает 50 видов.

Самурский субтропический лиановый лес сохранился с третичного периода. Источник: Wikimedia Commons. Автор: Anzor Agamirzoyev
Советы туристам
Ветровка и удобная обувь обязательны, особенно для прогулок вдоль Каспийского моря и экраноплана.
Возьмите с собой воду и перекус, особенно если собираетесь гулять по берегу или исследовать окрестности.
Интернет работает нестабильно, особенно ближе к морю. Скачайте офлайн-карты и маршруты заранее.
Уважайте местные традиции: не шумите, не фотографируйте без разрешения и одевайтесь сдержанно.
Заключение
Экраноплан «Лунь» — самолет и часть истории, овеянная морским ветром и запахом соли, притягивающая и любителей военной техники, и тех, кто ищет необычные маршруты. Здесь все дышит масштабом — от гигантского корпуса «монстра» до бескрайней линии горизонта.
Рядом с городом Дербент — тихие дагестанские деревни, пляжи, где еще нет толп, и крепости, которым по тысяче лет. Приезжая сюда, попадаешь в пространство, где сплелись природа, история и жизнь. Не спешите, лучше пройдитесь босиком по теплому песку и посмотрите, как свет садится на крылья «Луня».
Реклама. Flight Marketplace Admin FZE. ИНН 9909618947
Где находится экраноплан «Лунь» в Дагестане
Что такое экраноплан
История «Каспийского монстра»
Интересные факты
Когда лучше ехать
Как добраться до самолета
Туристические экскурсии к экраноплану
Что посмотреть неподалеку
Крепость Нарын-Кала
Хучнинская крепость
Самурский лес — уникальный субтропический лес в Дагестане
Советы туристам
Заключение